Что читать о франшизах: книги про Dunkin’ Donuts и Krispy Kreme

Обновлено 29 марта, 14:29
Freepik
Freepik

Развитие франшиз в сфере общепита напрямую связано с контролем качества продуктов. У сетей Dunkin' Donuts и Krispy Kreme на двоих более 15 тыс. точек по всему миру. Как им удается удерживать репутацию? Читаем

«Спасибо за возражение! Как культура критики принесла мировую известность Dunkin' Brands» Найджела Трэвиса

Бомбора, 2022 (фото: Bombora.ru)
Бомбора, 2022 (фото: Bombora.ru)

«Спасибо за возражение!» — книга Найджела Трэвиса, экс-гендиректора Dunkin' Brands — корпорации, объединяющей сети Dunkin' Donuts и Baskin Robbins, — о том, как создать в компании атмосферу сотрудничества и почему доверительные отношения лучше авторитарного руководства и жесткой иерархии. Трэвис возглавлял Dunkin' десять лет — с 2008 по 2018 год, а до этого работал в Blockbuster и Papa John's, так что накопил внушительный опыт управления персоналом в больших сетях. За время его руководства под брендом Dunkin' открылось 3 300 новых точек продаж пончиков и началось активное развитие франшизы за рубежом. И, конечно, по словам автора, этот успех — заслуга сотрудников компании и результат демократичного стиля управления без титулов.

По мнению Найджела Трэвиса, чтобы компания успешно двигалась вперед, ее сотрудники должны дискутировать, возражать, задавать вопросы и выдвигать идеи. А для этого нужно создать в компании атмосферу, в которой нет давления, страха и подковерных интриг, зато есть открытое взаимодействие и поощрение конструктивной критики со стороны подчиненных. Для лучшего контакта с командой Трэвис предлагает уделять внимание общению с персоналом, причем не только по рабочим вопросам. Как пример он приводит практику своих встреч с коллегами, так называемых «кофейных бесед», цель которых — в неформальной обстановке обменяться знаниями, обсудить разногласия и выразить эмоции по поводу работы.

Книга просто и увлекательно еще раз говорит о том, что именно люди двигают бизнес вперед. И чтобы устоять в непростые времена, руководителям нужна гибкость и готовность меняться, а для этого в свою очередь необходимы открытый подход и поощрение новых идей.

«Обсуждение чего-либо в кругу людей с разными точками зрения полезно: происходит переоценка данных, генерация идей по решению задач или разработке стратегий. Во всем этом не обойтись без вопросов и ответов, замечаний и анализа. Под цивилизованной дискуссией я понимаю соблюдение этики и определенных правил обсуждения. Но самое важное — интересы компании должны стоять на первом месте у каждого участника. Цивилизованная дискуссия — это не смертельная схватка, никто не пытается повергнуть противника, никого не поливают грязью»

Making Dough: The 12 Secret Ingredients of Krispy Kreme's Sweet Success

John Wiley & Sons, 2003 (фото: Amazon.com)
John Wiley & Sons, 2003 (фото: Amazon.com)

Книгу о другой американской франшизе пончиков — бренде Krispy Kreme — на русский язык не переводили и в России не издавали, но она доступна на Amazon. Название можно перевести как «Приготовление теста: 12 секретных ингредиентов сладкого успеха Krispy Kreme», книгу написал известный публицист Кирк Казанян, автор многочисленных бестселлеров о построении брендов. Чтобы понять, в чем секрет непотопляемости Krispy Kreme — а компания прошла через несколько кризисов, — автор разговаривает с сотрудниками компании, экспертами в области бизнес-аналитики и клиентами и приходит к выводу, что все дело — в работе с аудиторией, в пиар-стратегии и благотворительной деятельности.

История Krispy Kreme насчитывает 87 лет. За это время компания из скромной пекарни выросла до глобальной сети с 2 000 точек и годовой выручкой порядка $1,7 млрд. В 2000-х годах империя пончиков переживала бурный рост, который едва не закончился разорением, однако ей удалось удержать позиции. И в Making Dough автор с участием экспертов без прикрас анализирует стратегии, которые чуть не привели компанию к падению. Одна из них — непродуманная франчайзинговая политика. Krispy Kreme продавали франшизы всем подряд, что негативно повлияло на качество обслуживания и самой продукции. Чтобы исправить ситуацию, руководство стало уделять больше внимания тщательной проверке будущих владельцев франшизы и часто отказывать даже опытным предпринимателям, если они не соответствовали имиджу компании. Krispy Kreme осознали, что репутация важнее быстрого масштабирования и сиюминутной прибыли. Книга — поучительная история для всех предпринимателей, которые мечтают о быстром росте с помощью франчайзинга. Лучше учиться на ошибках мировых гигантов, чем повторять их.

Поделиться