Просто делай: читаем книги основателя сети Walmart и Оскара Хартманна

Обновлено 05 апреля, 13:28
ZoranOrcik/Shutterstock
ZoranOrcik/Shutterstock

У франчайзеров свои иконы, чьи успехи вдохновляют, а советы мотивируют. В этой подборке — автобиография создателя известной сети магазинов низких цен Walmart и книга-мотиватор бизнес-ангела Оскара Хартманна

«Как я создал Walmart» Сэма Уолтона

«Альпина Паблишер», 2011 (Аlpinabook.ru)
«Альпина Паблишер», 2011 (Аlpinabook.ru)

«Как я создал Walmart» — автобиография Сэма Уолтона, человека, который с нуля построил крупнейшую мировую сеть розничной торговли. Сейчас число магазинов Walmart в 24 странах мира превышает 10 тыс., а годовая выручка достигает $611 млрд. А началось все с покупки Сэмом Уолтоном франшизы популярного магазина Ben Franklin, где продавали товары по пять и десять центов, а основой маркетинга были постоянные распродажи. Ben Franklin, кстати, — еще и одна из первых розничных франшиз в США, первый магазин под этой вывеской был открыт в 1927 году.

Как признается автор, он научился многому в розничной торговле именно на курсах для покупателей франшизы. И стратегию, которая позже принесет успех Walmart, он начал отрабатывать как раз в магазинах Ben Franklin: закупал товар прямо у поставщиков, а не у посредников, и перепродавал его по более низким ценам, чем в других магазинах. «Я всегда искал непривычные источники и нетрадиционных поставщиков», — пишет бизнесмен.

Первый Walmart Уолтон открыл в 1962 году и всего за 15 лет построил крупнейшую в США сеть магазинов дешевых товаров. В то время конкуренты предпринимателя не верили, что можно создать успешный бизнес на продаже товаров по низким ценам, но Уолтон сделал это своим главным принципом. Он много наблюдал за конкурентами, а их лучшие идеи перерабатывал и внедрял в свои магазины. Сокращал расходы, делал меньше наценку, но при этом не скупился на внедрение передовых технологий для улучшения эффективности продаж — в итоге каждый магазин приносил по миллиону долларов в год.

Десять лет назад магазины Walmart могли открыться в России. И хотя этого не произошло, но из бизнес-модели сети родилось много отечественных розничных франшиз, включая Fix Price, МПР, One Price, «Пятерочку», «Чижик». И сегодня, когда, по данным Retail.ru, хард-дискаунтеры находятся в топе потребительских предпочтений, опыт Walmart особенно актуален. В своей книге Сэм Уолтон не только делится историей жизни, но и дает конкретные советы предпринимателям. Например, советует воспринимать сотрудников как партнеров и делиться с ними своей прибылью и любой доступной информацией, а также высоко ценить все, что делают работники ради вашего дела, прислушиваться ко всем, кто работает в компании, и многое другое.

«Наша история – это прежде всего доказательство полнейшего отсутствия каких-либо пределов того, чего может достигнуть простой трудяга, если только предоставить ему возможность, поддержать его и дать ему стимул работать в полную силу. Ведь именно так Walmart стала такой, какая она сейчас: просто собрались вместе обыкновенные люди, чтобы достичь невиданных результатов».

«Просто делай! Делай просто!» Оскара Хартманна

«Эксмо», 2021 (Eksmo.ru)
«Эксмо», 2021 (Eksmo.ru)

Оскар Хартманн — икона франчайзеров в возрасте до 35 лет, предприниматель, филантроп, бизнес-ангел, на чей курс наставничества мечтает попасть каждый, кто хочет построить известный бренд. Он приложил руку к созданию компаний KupiVIP и Carprice, а в его инвестиционный портфель входят более 75 различных проектов. Но не все шло гладко — около 20 бизнесов Хартманна провалились, а у него самого диагностировали болезнь Бехтерева — тяжелое заболевание суставов. Это не остановило предпринимателя, а, наоборот, подтолкнуло двигаться дальше. И книга «Просто делай! Делай просто!» — про это, про мотивацию.

Хартманн пишет о том, что не надо бояться ошибок, откладывать задуманное на завтра и тратить время на чрезмерный анализ. Лучше ошибиться и научиться на своем опыте, чем бездействовать. Примером своей жизни он мотивирует сделать первый шаг, причем не только начинающих предпринимателей. Любой человек, который что-то делает, уже успешнее того, кто все откладывает на потом. Так что нужно отбросить прокрастинацию и, если есть цель, хвататься за любую возможность, чтобы добиться успеха.

«Для человека, желающего бросить курить, каждая затяжка является бездействием. В бизнесе бездействие представляет собой избегание ответственности, когда на вопрос "кто будет делать" все смотрят в пол. А вот медитация является сильным действием потому, что это ментальная гимнастика и доступ к энергии, хотя, на первый взгляд, выглядит как бездействие. Мощное действие может представлять из себя отказ от чего-то».

Поделиться