Бесплатные франшизы: как они устроены и кому это выгодно

Обновлено 18 апреля, 07:15
Granata68 / Shutterstock
Granata68 / Shutterstock

На рынке существует немало франшиз без паушального взноса и роялти. В чем выгода франчайзера, и какие затраты ожидают партнеров? Рассказывает создатель франчайзинговой экосистемы FranchCamp Константин Урванцев

Стандартная франчайзинговая модель подразумевает, что предприниматель (франчайзи) получает право на использование бренда, продуктов или услуг другой компании (франчайзера) и за это выплачивает паушальный взнос и ежемесячные роялти. Паушальный, или вступительный платеж, — это вознаграждение франчайзеру за помощь на первых этапах ведения бизнеса. Хороший франчайзер за единоразовую оплату помогает решить многие вопросы: составляет бизнес-план и дизайн-проект, помогает с поиском локации и помещения, обучает франчайзи и персонал, настраивает рекламу, подключает к своей цифровой экосистеме.

Роялти, в отличие от паушального взноса, представляет собой регулярный платеж за использование какой-либо собственности франчайзера. Обычно речь идет об интеллектуальной собственности: франчайзи получает право работать под брендом франчайзера, применять его дизайнерские решения, программное обеспечение и иные ноу-хау. Так функционирует классический франчайзинг, однако в рекламных объявлениях нередко можно встретить слова «франшиза без паушального взноса и роялти». Что это означает на практике?__

FranchCamp
FranchCamp

Константин Урванцев

Бесплатная франшиза: дьявол в деталях

Возможность открыть бизнес по франшизе без вступительного платежа и роялти выглядит очень привлекательно. На первый взгляд, такая схема позволяет существенно сэкономить как на входе (паушальный взнос иногда составляет десятки миллионов рублей), так и в дальнейшем (роялти некоторых франшиз достигают 50% от выручки). От франчайзи требуются только стартовые инвестиции: на аренду и ремонт помещения, закупку товара, оборудования и расходных материалов, запуск рекламы, оплату труда.

Тем не менее, отменяя паушальный взнос и роялти, франчайзер не отказывается от собственной выгоды. В самом распространенном случае головная организация по условиям договора обязывает партнеров закупать продукцию только у нее. Подобные франшизы еще называют дилерскими, поскольку главная задача франчайзера здесь — ускорить и расширить дистрибуцию своих товаров. Кроме того, франчайзеры нередко завышают закупочные цены, компенсируя таким образом отсутствие роялти.

Другой способ получить с партнеров деньги в «бесплатной» франшизе — это установить вместо паушального взноса и роялти альтернативные платежи. Например, сервисный сбор за обслуживание ПО, маркетинговый сбор, взносы на рекламу и продвижение. Зачастую эти отчисления в совокупности превосходят среднестатистические роялти.

Кому подходят франшизы без паушального взноса и роялти

«Бесплатные» франшизы отличаются от стандартных не только суммой инвестиций, но и, как правило, объемом услуг, которые готов предоставить франчайзер. При покупке стандартной франшизы франчайзи получает множество полезных инструментов для ведения бизнеса и расширенную поддержку — не только при запуске, но и в процессе работы. При этом франчайзер может требовать строгого соблюдения регламентов компании, назначать розничные цены, устанавливать обязательный перечень подрядчиков и поставщиков. Стандартная франшиза минимизирует коммерческие риски, однако сильно ограничивает предпринимателя. Такой формат партнерства лучше всего подходит для начинающих предпринимателей, которые не хотят экспериментировать и готовы досконально воспроизводить уже существующую модель бизнеса.

Франшизы без паушального взноса и роялти обычно предлагают меньший пакет услуг, иногда все ограничивается передачей прав на товарный знак и базовой поддержкой на старте. Франчайзер почти не участвует в развитии партнерских предприятий, но и не ограничивает свободу франчайзи. Этот вариант удобен для опытных бизнесменов с собственным видением рынка. От франчайзера они получают раскрученный бренд и конкретные наработки, а все остальное — маркетинговые и рекламные стратегии, кадровую и ценовую политику, каналы продаж — определяют самостоятельно.

Как открыть франшизу без стартового капитала

Бизнес по франшизе можно открыть с минимальными собственными вложениями. Существует ряд государственных субсидий и грантов на запуск малых и средних предприятий, однако значительные суммы предоставляются только для отдельных отраслей, например для инновационного бизнеса. В прочих случаях имеет смысл искать частные инвестиции. Однако такие франшизы все равно нельзя назвать безвозмездными, несмотря на то, что паушальный платеж вносит инвестор. Франчайзи должен будет платить ежемесячные роялти как франчайзеру, так и инвестору.

Поделиться
Авторы
Теги