Франшиза по закону: что нужно знать про договор коммерческой концессии

Обновлено 28 марта, 11:36
Freepik
Freepik

Договор коммерческой концессии — самый частый вариант оформления франчайзинговых отношений в России. Можно ли его составить без помощи юриста и нужно ли его регистрировать в Роспатенте? Разбираемся

По данным Businessmens.ru, рынок франчайзинга в России продолжает расти. В 2023 году спрос на открытие бизнеса по франшизе увеличился на 57%, а число новых франшиз превысило 400. «Сбер Про», в свою очередь, подсчитал, что каждая пятая точка общепита в России — франшизная. Несмотря на растущую популярность франчайзинга, сам термин «франшиза» все еще не определен в российском законодательстве. Отношения франчайзи и франчайзера регулируются договором коммерческой концессии (ДКК) или лицензионным договором. Чаще встречается первый вариант. Объяснить, что такое ДКК, на что обратить внимание при заключении и можно ли составить его самостоятельно без помощи юриста, РБК Франшизы попросили эксперта, юриста в сфере малого и среднего бизнеса (МСП) Ольгу Пономареву.

Что такое договор коммерческой концессии

Отношения по договору концессии регулируются статьей 54 ГК РФ. Правообладатель, то есть владелец франшизы предоставляет покупателю право использовать комплекс исключительных прав: товарный знак, корпоративные стандарты, обучающие материалы, софт, секреты производства. В обмен франчайзи обязуется выплачивать определенную комиссию или роялти, соблюдать стандарты работы и обеспечивать качество услуг.

Договор коммерческой концессии и франчайзинговое соглашение в России — это синонимы.

Особенности договора коммерческой концессии

В России стороны договора продажи франшизы называются не «франчайзер» и «франчайзи», а «пользователь» и «правообладатель». Чтобы заключить договор концессии, нужно быть коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем. Некоммерческие учреждения и государственные компании не могут продавать и покупать франшизу по договору концессии. Важный объект договора — товарный знак, зарегистрированный в Роспатенте. Товарный знак делает бизнес индивидуализированным. Вокруг передачи объема прав на название и его графическую часть строится договор концессии. Каждый договор, заключенный с новым партнером, необходимо регистрировать в Регистрационной палате.

Содержание и структура договора коммерческой концессии

Freepik
Freepik

ДКК содержательно и структурно похож на другие гражданско-правовые договоры, но относится к сложным и имеет свои особенности. По условиям ДКК, франчайзи получает комплекс исключительных прав, который называют «франчайзинговым пакетом». В него, как правило, входит все необходимое для запуска бизнеса, в частности корпоративные стандарты, брендинг, технология производства, система обучения персонала, маркетинговая поддержка, кураторство франчайзера.

Договор коммерческой концессии содержит существенные условия, без которых не получится его заключить и зарегистрировать.

Что должно быть прописано в договоре коммерческой концессии

  1. Предмет договора коммерческой концессии

Это передаваемый комплекс исключительных прав (КИП). В договоре обязательно указывается номер свидетельства о регистрации товарного знака. У молодых франшиз товарный знак иногда находится в процессе регистрации. В этом случае указывают номер заявки.

  1. Цена договора

Так как договор франшизы возмездный, у него должна быть стоимость. Это обязательно, а прописать можно по-разному. Необходимо указать сумму паушального взноса — фиксированного разового платежа, размер роялти — периодического платежа, который может быть фиксированной суммой, процентом от выручки или наценкой на оптовую стоимость товаров. Чтобы корректно считать размер выплаты, в договоре обычно прописывается способ контроля выручки или другие условия по выплатам.

  1. Методы использования исключительных прав

Объем и способ использования приобретенных прав — товарного знака, логотипа, фирменного стиля и других.

  1. Обязанности сторон

По договору франчайзер передает франчайзи отлаженную бизнес-модель. Франчайзи должен получить инструкции, по которым он сможет качественно оказывать услуги, обучение, консультативную поддержку. Обычно в договоре прописываются объем и вид поддержки, а также ответственность франчайзи за невыполнение обязательств. Это помогает продавцу франшизы снизить финансовые и репутационные риски. Франчайзер по договору имеет право контролировать выполнение и стандарты работы.

Помимо перечисленного, договор концессии может включать такие условия, как конфиденциальность, запрет конкуренции, штрафы и иные санкции, территория использования комплекса исключительных прав, срок действия договора, эксклюзивность условий, порядок закрытия франшизной точки или переуступка прав.

Ольга Пономарева, юрист в сфере МСП:

«В соответствии с гл. 25 Гражданского кодекса РФ, коммерческая концессия подчиняется общим правилам об ответственности, сопровождаемым специальными правилами. К примеру, ст. 1034 Гражданского кодекса РФ определяет, что франчайзер несет субсидиарную ответственность по требованиям, предъявляемым к франчайзи о несоответствии качества товаров, полученных франчайзи от франчайзера для реализации. Если же требования предъявляются к франчайзи как к производителю указанных товаров, то франчайзер несет солидарную ответственность вместе с франчайзи. Одновременно ответственность франчайзера ограничивается лишь качеством продукции и не распространяется на нарушение франчайзи иных условий взаимодействия с контрагентами (сроки, объемы и прочее).

Также ответственность наступает в связи с отказом пользователю в возобновлении на новый срок прекратившегося договора и предоставления правообладателем до определенного законодательством трехлетнего срока тех же прав, что были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, третьим лицам. Если правообладатель не предложит бывшему пользователю заключить новый договор в установленный срок, он будет обязан возместить ему убытки согласно п.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ.

Что касается наступления ответственности в рамках взаимодействия по договору коммерческой субконцессии, то она возникает в случае причинения вреда правообладателю вторичным пользователем (п. 4 ст. 1029 Гражданского кодекса РФ). В этом случае вторичный пользователь несет ответственность перед правообладателем, а пользователь несет перед правообладателем субсидиарную ответственность, вызванную действиями вторичного пользователя».

Freepik
Freepik

Процесс заключения и регистрации договора

Шаблонной формы для договоров коммерческой концессии нет, а также нет четких требований по структуре и содержанию, потому что специфика бизнеса у всех разная. Чтобы подготовить договор, в первую очередь нужно иметь уже готовый базовый вариант, в котором прописаны все возможные сценарии взаимодействия между франчайзером и франчайзи. Он составляется заранее, в нем определяются условия работы в каждой конкретной ситуации, например готовность предоставить франчайзи скидку на открытие второй точки. Если у франшизы несколько форматов, то и вариантов договора будет несколько. Желательно, чтобы каждая сторона привлекла юриста для проверки договора и согласования дискуссионных условий. Кроме того, перед подписанием важно указать реалистичные сроки реализации проекта.

После подписания договора его необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Чаще всего это обязанность франчайзера. Для этого необходимо подать в Роспатент заявление на передачу прав на товарный знак по договору отчуждения. Сегодня это можно сделать и онлайн, и офлайн. При онлайн-регистрации даже предоставляется скидка 30% на оплату пошлины. Срок регистрации договора составляет до 68 рабочих дней, но обычно процедура завершается быстрее.

Ольга Пономарева, юрист в сфере МСП:

«Офлайн-регистрация предлагает несколько шагов. Сначала нужно подготовить заявление о государственной регистрации предоставления права по договору коммерческой концессии. Актуальную форму и образец заполнения можно найти на сайте Роспатента.

При заполнении заявления заранее следует учесть, кто будет подавать заявление, так как от этого зависит комплектность документов. Если заявление заполнено от двух сторон, к нему прикладывается лишь платежное поручение об уплате пошлины. Если же заявление подается от имени одной стороны, то необходимо будет дополнительно приложить к нему оригинал нотариальной доверенности, которая уполномочивает подающую сторону осуществлять данное действие, и оригинал подписанного ДКК.

Далее следует рассчитать и оплатить пошлину. Сумма, согласно п. 3.17 Положения о пошлинах, зависит от количества товарных знаков, патентов и так далее, по которым отчуждаются права. Финальный шаг регистрации — подача документов в канцелярию Федерального института промышленной собственности (ФИПС)».

По словам эксперта, составить корректный ДКК без помощи юриста невозможно: он значительно сложнее большинства гражданско-правовых договоров и опирается на множество различных положений ГК РФ. И лучше всего обратиться к юристу, который специализируется на договорах в конкретной нише бизнеса.

Поделиться
Теги