Валерия Осташева, «Пятерочка»: «Бизнес по франшизе более предсказуемый»

Обновлено 19 марта, 14:57
«Пятерочка»
«Пятерочка»

Валерия Осташева

Почему франчайзинг — одна из устойчивых моделей для развития бизнеса в России и почему важен запуск раздела «РБК Франшизы», рассказала Валерия Осташева, руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятерочка»

Бизнес по франшизе популярен, потому что снижает риски и экономит ресурсы предпринимателя. Когда предприниматель запускает бизнес с нуля, ему нужно самостоятельно найти ответы на многие вопросы: кто его целевая аудитория и как ее привлечь, как отстроиться от конкурентов, где искать поставщиков и партнеров. При этом нет гарантий, что при всех вложенных усилиях новый продукт будет пользоваться спросом.

Бизнес по франшизе — гораздо более предсказуемый для предпринимателя. Например, когда франчайзи «Пятерочки» видит статистику по другим магазинам в интересующем регионе и локации, он понимает, чего ему ждать, и в какой срок он выйдет на точку безубыточности. Франшиза гарантирует поддержку головной компании, что особенно важно для начинающих предпринимателей.

При выборе франчайзера нужно оценить, сколько компания присутствует на рынке. Чем дольше — тем лучше. Кроме того, стоит реалистично оценить предложение головной компании: обещания окупаемости в срок от трех месяцев могут звучать привлекательно, но следует соотнести их с объемом инвестиций и реалиями рынка, запросить статистику по другим франчайзи. Полезно проверить долю закрытий к открытиям франчайзинговых точек. Например, если бренд открывает 100 магазинов, но при этом закрывает 50 — это «красный флаг».

Надежнее всего выбирать рынок, который показывает потенциал к росту или уже стабильно растет. Согласно исследованию РБК, в двух сегментах российского рынка франчайзинга выручка игроков растет ежегодно в течение последних десяти лет — это FMCG-ретейл и мебельный ретейл. В FMCG-ретейле среднегодовой прирост выручки выше — в среднем 15% в год (в мебельном — 11%). В большей части других сегментов франчайзинга были просадки в те или иные годы, например, выручка в общепите падала в 2020 году, а на рынке медицинских услуг — в 2022 году. Еще один важный момент — источник инвестиций для покупки франшизы. Начинающему предпринимателю лучше рассчитывать на собственные свободные средства и не брать на франшизу кредиты.

Предпринимателю, который планирует приобрести франшизу, нужно собрать максимум информации об интересующем рынке и о франчайзерах, которые на нем представлены. Запуск отраслевого раздела о франшизах на РБК — возможность получить эту информацию на федеральном ресурсе. Мы приветствуем инициативы, которые способствуют развитию российского рынка франчайзинга и помогают предпринимателям узнавать больше о франшизах.

Поделиться
Авторы
Теги