Короли франчайзинга: смотрим сериал о главных брендах США

Обновлено 24 апреля, 11:25
Michael von Aichberger / Shutterstock
Michael von Aichberger / Shutterstock

В 2019 году начал выходить документальный сериал «Еда, которая построила Америку» — о том, как известные франшизы боролись за лидерство на рынке общепита. Увлекательный рассказ о конкуренции как двигателе бизнес

Документальный сериал «Еда, которая построила Америку» стартовал на канале History Channel в 2019 году и насчитывает уже пять сезонов. Каждый эпизод посвящен пионерам американского общественного питания, а сейчас — всемирно известным франшизам: McDonald's, Burger King, KFC, Subway, Starbucks, Dunkin' Donuts, Krispy Kreme и другим. В центре сюжета — битва двух компаний из одной ниши за потребителя. Создатели сериала подробно и увлекательно рассказывают не только о том, как создавались легендарные бренды, но и о том, как конкуренция вдохновляла основателей мыслить и действовать нестандартно и к каким уловкам прибегали компании, чтобы победить в гонке за лидерство. Сериал документальный, однако многие сцены из истории компаний воссозданы актерами, что добавляет драматизма. При этом каждый эпизод сопровождается комментариями экспертов: от историков кулинарии и предпринимателей до звезд шоу-бизнеса, которые буквально выросли на продуктах брендов.

Одна из первых серий посвящена противостоянию сетей Pizza Hut и Domino's Pizza, которое продолжается уже более 60 лет. Оба бренда до сих пор конкурируют между собой за лидерство на рынке: недавний опрос CivicScience показал, что большинство американцев предпочитают Pizza Hut — пицца этого бренда набрала 35% голосов. Domino's занимает второе место предпочтений. А началось все в 1950-х годах, когда рынок фастфуда в США только набирал обороты.

Amazon.com
Amazon.com

В 1958 году братья Дэн и Фрэнк Карни одолжили у матери $600, арендовали помещение под ресторан в Канзасе и открыли Pizza Hut. Тогда пицца не пользовалась спросом и в основном продавалась в итальянских кварталах, однако братья сумели изменить это. Их пицца отличалась от классической итальянской обилием соуса и начинки и стремительно завоевала популярность. Вложения окупились за первые две недели, и всего через шесть месяцев братья открыли второй ресторан. Год спустя бренд начал работать по франшизе. Именно эта модель бизнеса позволила Pizza Hut разрастись по всей Америке — к 1966 году количество франчайзинговых пиццерий перевалило за сотню, а через пару лет Pizza Hut стала крупнейшей сетью в мире.

Успех Карни привлек внимание других братьев: Тома и Джеймса Монаганов. В 1960 году они купили ресторан Dominick's, который позже переименовали в Domino's Pizza. У заведения была настолько маленькая площадь, что наращивать объемы продаж можно было только за счет доставки. Дела шли не очень хорошо, между братьями разгорелся конфликт: Том хотел строить глобальную сеть пиццерий, а Джеймс — маленький локальный бизнес. Чтобы идти за своей мечтой, Тому пришлось обменять на долю брата в бизнесе свой Volkswagen Beetle и пойти на дерзкий шаг — пообещать покупателям доставить пиццу за 30 минут и в случае опоздания отдать ее бесплатно. С тех пор доставка пиццы за полчаса — фишка Domino's Pizza во всем мире.

Сейчас эту концепцию используют множество брендов, в том числе в России. К примеру, правило «Доставим за 60 минут или большая пицца бесплатно» действует в «Додо» уже 11 лет. А тогда Том был первым и сильно рисковал. Однако в итоге это того стоило: уже через два года Domino's Pizza открыла свое первое заведение по франшизе, а к концу 1980-х годов число пиццерий выросло до 200. Бренд был первым не только в скоростной доставке. Именно Том придумал прочную картонную коробку для пиццы, термосумку для доставки блюда, а также первым запустил систему онлайн-заказов и трекер пиццы. Сейчас все эти изобретения используют повсеместно.

Kinorium.com
Kinorium.com

Кадр из серии про Pizza Hut. Дэн и Фрэнк Карни пробуют первую свою первую пиццу

Кстати, на каком-то этапе Domino's Pizza хотели купить братья Карни из Pizza Hut, однако сделка не состоялась. Сейчас бренды-гиганты дышат друг другу в спину: у Pizza Hut работает почти 20 тыс. ресторанов в более чем 100 странах, а у Domino's Pizza — 20,5 тыс.

Сериал «Еда, которая построила Америку» — невероятно интересная ретроспектива, причем не только для поклонников американской истории, но и для всех, кому интересно, как построить успешный бизнес в общепите. Основная мысль — надо действовать нестандартно, быть увлеченным своим делом и хотеть большего.

Поделиться